Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума Мы поможем Вам комфортно прочесть текст этой странички. Выберите подходящие цвета, нажимая кнопки на панели. Можно выбрать готовые комбинации или подобрать цвет фона и текста отдельно. В IE можно подобрать размер шрифта - меню "Вид/Размер шрифта". |
Новости науки и эзотерики. Любопытные статьи и факты
Что же такое Йога
Очень многие люди не совсем правильно понимают, что же такое Йога. Ниже вашему вниманию предлагается ряд наиболее часто встречающихся Заблуждений, связанных с этой прекрасной духовно-оздоровительной системой.
1. "Йогой можно заниматься только «восточному человеку»".
Это неверно. Йога не может принадлежать какому-либо народу или какой-либо территории. Разделение на Запад и Восток, в основном, искусственное. Во времена возникновения йоги такого разделения не было. Конечно, необходимо корректировать методики в зависимости от конкретных условий, и тогда йогой могут заниматься и европейцы, и жители Африки, и жители Крайнего Севера, и при разумном подходе занятия йогой принесут только пользу.
2. "Йога — это религия".
Йоги с уважением относятся к различным религиям и их представителям. Но йога не является религией. Йога — это нечто среднее между наукой и религией, ибо для йоги свойственна, с одной стороны, не слепая вера, а стремление прийти к доказательству чего-либо через личный опыт, а с другой стороны, йога не отрицает и такие понятия, как бог, Душа и Дух. Человек, практикующий йогу, может быть и христианином, и буддистом, и мусульманином, и представителем любой другой религии.
3. "Йога — это аскетизм".
Конечно же, это не так. Такое мнение распространяется только по незнанию. В христианстве во все века тоже было немало аскетов, умерщвлявших свою плоть, но тем не менее знак равенства между аскетизмом и христианством никто не ставит, тогда как йогов почему-то считают аскетами. Конечно, и среди йогов есть аскеты, но в целом йога и аскетизм — это все-таки разные вещи.
"Библия" йоги, великая Бхагавад-гита, гласит: «Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом... Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой».
4. "Йога — это мистика".
Нет, йога не мистика, а, скорее, наука (или, как уже отмечалось, нечто среднее между наукой и религией). Представление о йоге как о мистическом учении появилось из-за того, что долгое время йога была закрытым учением. Ведь йога — это огромные знания об устройстве мира, которые дают большие возможности управления людьми. Если знания подобного рода попадают в руки людям, не готовым их правильно воспринять, то это может нанести ущерб другим. Именно потому йога была доступной далеко не всем.
Что же касается мистики и оккультизма, то, собственно говоря, практически все мистические и оккультные школы начинались из Йоги. Другое дело, что не всегда они развивались в правильном направлении.
5. "Главное в йоге — это развитие сверхспособностей".
Это не так. Действительно, благодаря йоге можно развить то, что принято называть сверхспособностями. Можно, но нужно ли? Ведь на это придется потратить много времени и энергии, которые можно использовать с гораздо большей пользой.
Есть одна старинная легенда об ученике, который хотел научиться ходить по воде. Он потратил на это очень много времени, чуть ли не всю жизнь, и в конце концов научился ходить по воде. И тогда он пришел к одному Учителю, жившему неподалеку, и сказал: «Учитель, пойдем к реке, я покажу тебе, чему я научился». — «Хорошо, пойдем». Пришли они к реке, и этот ученик перешел по реке с одного берега на другой, а затем вернулся обратно и спросил: «Ну как?» — «Сколько ты этому учился?» — спросил Учитель. «Двадцать лет», — с гордостью ответил ученик. «Надо же, — сказал Учитель, — смотри, я сделаю то же самое!». И, подозвав лодочника, переправился с ним на другой берег, а затем вернулся обратно. «Мне жаль, что ты столько времени потратил впустую», — сказал на прощание Учитель.
Если человек развивается гармонично, то у него могут появиться подобного рода способности, но здесь нужно помнить об одном важном моменте — этими способностями нужно уметь управлять.
6. "Чтобы практиковать йогу, нужно быть очень подготовленным человеком".
Такое мнение может сложиться у человека, увидевшего в некоторых книгах фотографии йогов, находящихся в замысловатых позах, которые, как кажется, ни один нормальный человек повторить не сможет. Но ведь и те, кто изображен на этих фотографиях, начинали вовсе не с этих поз, а с более легких и доступных. Кроме того, тем, кто не ставит перед собой цели добиться каких-то особых результатов, вовсе не обязательно выполнять сложные позы. А для поддержания на хорошем уровне здоровья и для работы над собой вполне достаточно практиковать два-три десятка поз, выполнение которых доступно практически всем.
Многое можно было-бы ещё рассказать о Йоге. Но лучше мы передадим слово Ю.Л.Каптену, который в своей замечательной книге "Основы Медитации" даёт ответы на многие вопросы по теме:
"Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физических и духовных упражнений.(...)
Некоторые люди говорят: "Йога и медитация — это, конечно, хорошо, но не для нас. У нас, на Руси, своя духовная традиция". Пример семьи Рерихов, однако, свидетельствует о несостоятельности таких утверждений: русская духовность не противоречит восточным религиозно-философским концепциям, взятым в их высшем синтетическом смысле.(...)
Родиной Хатха-йоги является Лемурия (огромный древний материк-цивилизация, погибшая около 30—50 тыс. лет назад), Лайя-йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа-йога была внесена в Индию древними арийскими племенами-завоевателями.(...)
Слово "йога" происходит от санскритского корня "йудж", означающего "связь, воссоединение, единение" (аналогом которого является и латинское " religare "— религия).(...)
Последовательность ступеней йогической практики описывается вкратце следующей схемой:
ЙАМА — воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений. Определяется и состоит из принципов:
АХИМСА — воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;
САТЬЯ — правдивость в словах и мыслях;
АСТЕЙА — нетребование чужого добра, "не укради";
БРАХМАЧАРЬЯ — контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;
АПАРИГРАХА — отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство;
НИЙАМА — культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль. Определяется и состоит из следующих принципов:
ШАОЧА — очищение (как внешнее, так и внутреннее: очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств);
САНТОША — удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;
ТАПАС — аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;
СВАДХЬЯЯ — регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;
ИШВАРА-ПРАНИДХАНА — размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.
АСАНА — практика "правильных положений тела", которая осуществляется согласно учению Хатха-йоги.
ПРАНАЙАМА — зарядка энергией благодаря контролю за дыханием; выполнение дыхательных упражнений Хатха-йоги.
ПРАТЬЯХАРА — выключение чувств, уведение чувств под контроль бодрствующего сознания, несвязывание мыслей с внешним миром.
ДХАРАНА — концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы.
ДХЬЯНА — медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.
САМАДХИ — созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.
Из приводимой схемы ясно видно, что вся система практики йоги строится на довольно жесткой системе морально-нравственных принципов. Эти принципы Йамы и Нийамы составляют исходную основу, базис, фундамент всего процесса совершенствования как физического, так и духовного.
Существует даже универсальная геометрическая аналогия — так называемая "схема пирамиды". Она сводится к следующему правилу: чем шире фундамент пирамиды, тем при прочих равных условиях может быть выше ее вершина без потери устойчивости. Поскольку основанию такой пирамиды ставят в соответствие принципы Йамы и Нийамы, ясно, что сбалансированное духовное развитие может и должно осуществляться лишь на основе твердых моральных убеждений, иначе, при несоблюдении этого требования, пирамида рухнет при первых же попытках ее опрокинуть.
Иными словами, достижение высших уровней духовного без соответствующей подготовленности к этому нравственных убеждений и физического развития делает высшие состояния духа неустойчивыми, преходящими. Отсюда видно и коренное отличие йоги от магии.(...)
Важно отметить, что такой подход в целом не противоречит другим философско-религиозным концепциям как Востока, так и Запада. Так, жрецам древнего Египта было предписано для поддержания здорового состояния тела ежедневно (!) выполнять серию статических упражнений. Даже в христианских монастырях считалось целесообразным не истязать плоть, а наоборот — укреплять тело физической работой, здоровой пищей и т. д.(...)
...необходимо дать дополнительные комментарии к приведенной схеме восьмеричного пути йоги. Наибольшее число разногласий и споров (в сравнении с другими религиозными течениями) обычно вызывает понимание принципов Йамы и Нийамы. Именно в них зачастую заложены неправильные представления о йоге....
Первый принцип Йамы — Ахимса — есть нечто большее, чем просто "не убий". (...)
В великом эпосе "Махабхарата", среди всех достоинств и положительных качеств, непричинение вреда живому (Ахимса) ставится всегда как основное. Это великая клятва, нарушение которой всегда рассматривалось как тяжкий грех. (...) Соблюдение принципа Ахимсы ("Не убий!") ставится в "Махабхарате" даже выше многих других моральных заповедей, например правдивости. В восьмой книге — "Карнапарве" — приводится едва ли не самый яркий пример относительности принципа говорить только правду (Сатья). В этой книге приводится рассказ об одном отшельнике. "Я должен всегда говорить правду" — таков был его обет, и звали его Правдоречивым. Однажды в лес пришли люди, гонимые дасью (варварами). Дасью спросили Правдоречивого, где преследуемые, и, узнав правду, настигли их и истребили. (...)
Асаны и пранаямы — третья и четвертая ступени достижения в восьмеричной лестнице йоганг — составляют содержание Хатха-йоги. Слово "Асана" означает буквально "правильное положение тела". По преданиям, бог Шива оставил людям 8 400 000 асан, но большинство из них не сохранилось. Из оставшихся 84 позы были признаны наиболее важными, а из них 32 — наиболее полезными для укрепления здоровья. В "Йога-сутре" даются следующие определения: "Положение тела есть то, которое твердо и приятно. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном {положение тела становится твердым и приятным}. Раз овладев сидением, противоположности перестают мешать". Таким образом, Патанджали указывает на следующие важные моменты. Во-первых, направленность внимания на Беспредельность в процессе выполнения асан ведет к появлению чувства Радости в процессе занятий Хатха-йогой. Этот факт зачастую упускается в литературных источниках. Во-вторых, факт уничтожения противоположностей, таких как холод и жара, голод и жажда, указывает на возможность достижения Самадхи методами Хатха-йоги. (...)
...цель достижения сверхъестественных сил не должна ставиться настоящим йогом. Все эти его способности — только побочный результат, следствие систематических упражнений в йоге, тогда как главная цель всегда состояла и состоит в достижении освобождения и слияния духа с Абсолютом, с Богом (...)
Неискушенный читатель может запутаться в разнообразнейших трактовками названиях различных йог, а также школ и учений. Поэтому следует для начала как-то систематизировать различные направления йоги, дав им краткую характеристику. (...)
Название йоги | Основная работа над: |
1. Крама-йога | этикой поведения, постижением принципов Ямы и Ниямы |
2. Карма-йога | выработкой способности к бескорыстному труду на благо общества; совершенствованием трудовых навыков |
3. Крийя-йога | религиозным действием |
4. Мантра-йога | управлением звуковыми вибрациями заклинаний и молитвенных формул |
5. Янтра-йога | особыми цветными изображениями: янтрами |
6. Гхатастха-йога | телесной тренировкой |
7. Хатха-йога | совершенствованием физического тела путем выполнения асан и пранайам; приведением в состояние равновесия внутренних полярных токов |
8. Санньяса-йога | выработкой способности к отречению от мира; преодолением мирских соблазнов |
9. Лайя-йога | волевыми способностями; выработкой чувства "растворения" индивидуальной души |
10. Дхьяна-йога | совершенствованием медитативной практики |
11. Кунта-йога | специальными знаками |
12. Нада-йога | внутренними каналами— меридианами энергии |
13. Свара-йога | тонкими проявлениями звуковых вибраций и управлением внутренними энергетическими каналами — Идой и Пингалой |
14. Удварета-йога | силами сексуальной энергии путем разных способов перевода ее в духовную энергию |
15. Кундалини-йога | пробуждением внутренних неосознанных сил |
16. Джнани-йога | системой знаний о природе истинного "Я" |
17. Раджа-йога | интеллектуальным состоянием |
18. Адхьятма-йога | познанием проявлений высшего "Я" в себе и в людях |
19. Бхакти-йога | постижением Любви к Богу |
2О. Шакти-йога | энергетическим состоянием организма |
21. Агни-йога | управлением психической энергией |
22. Самадхи-йога | глубиной погружения в самадхи; силой и качеством экстаза |
23. Абхасья-йога | трансом |
24. Аштанга-йога | последовательным прохождением восьмеричного пути йоги и совершенствованием каждого этапа |
25. Брахма-йога | сосредоточением на Брахмане |
26. Буддхи-йога | совершенствованием духовного разума, развитием Божественного сознания |
Приводимый список йог — далеко не полный. Каждый из перечисленных путей вполне заслуживает Отдельной книги. Некоторые исследователи выделяют также Тантра-йогу, Адхьятма-йогу, Дайва-йогу, йогу Тормы и т. д. Н. К. Рерих указывает, что существует 1000 различных йог, которые не противоречат, а дополняют друг друга.
Один из основных классических текстов — "Бхагавад-Гита" — описывает множество разных подходов к йоге, причем едва ли не каждая глава ее посвящена отдельной йоге (понимаемой как путь к совершенству). Однако в качестве основных здесь доминируют три основные пути : путь действия (Карма-йога), путь знания (Джнани-йога) и путь Любви (Бхакти-йога).(...)
Наконец, в последнее время можно также выделять классические и неклассические йоги. Наиболее яркие примеры "неклассических" йог, которые были сформулированы в XX веке, — Интегральная йога, разработанная Шри Ауробиндо Гхошем, и Агни-йога, провозвестниками которой явились Е. И. Рерих и Н. К. Рерих. (...)
Следует также принимать справедливым выделение таких общих направлений йоги, как индийская, даосская, буддийская и тантрическая йога, включая еще две крупные группы — "статическая йога" и "динамическая йога". Выделение последней стало целесообразным по мере раскрытия тайн таких в высшей степени эзотерических ветвей восточных учений, как Шаолиньская школа, японское каратэ, китайское у-шу и других ветвей системы восточных боевых искусств. Так, оказалось, что система тренировок во многих школах восточных единоборств основывалась на принципиально тех же представлениях и основных подходах, что и система классической йоги: углубленное изучение человеческого организма и его возможностей, длительные медитации и строгая система морально-нравственных заповедей показывают, несомненно, общие свойства индийской статической йоги и у-шу.(...)
Вопрос о взаимосвязи отдельных йог настолько важен для дальнейшего понимания всего материала, излагаемого в данной книге, что на нем следует остановиться более подробно. Этот вопрос сейчас имеет большую актуальность в нашем обществе. Так, в советской печати, когда вся йога находилась под фактическим запретом, довольно распространенными были призывы отделять "рациональное зерно" от ложных идеалистических течений, причем под первым понималась исключительно Хатха-йога, а все остальные пути отбрасывались полностью, подвергаясь "аргументированной" критике с позиций современной науки. (...) Многообразие йогических путей развития личности, представленное еще в древней "Бхагавад-Гите" породило множество споров у более поздних философов древней Индии, какой их них следует считать главным, основным? Этот вопрос неоднократно поднимался как в период древности, так и в средневековье. Шанкара отстаивал превосходство Джняна-йоги, Рамануджа — Бхакти-йоги, а комментаторы нового времени отдавали предпочтение Карма-йоге, причем каждый ссылался на "Бхагавад-Гиту" в качестве первоисточника.
Таким образом, решающими направлениями развития личности в "Бхагавад-Гите" считались три: путь действия (карма-марга), путь знания (джнани-марга), путь любви (бхакти-марга). Третье направление при этом доминирует, как показал В. С. Костюченко(...)
Есть указания, что в КалиЮгу (наш "Железный век") наиболее действенный путь — Мантра-йога и устремленность к Божественному через Бхакти-йогу, тогда как Хатха-йога в наше время сама по себе не ведет к освобождению. (...)
Все эти Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжает путь..."
Желаем всем успеха на пути духовного совершенствования!