Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума

Мы поможем Вам комфортно прочесть текст этой странички. Выберите подходящие цвета, нажимая кнопки на панели. Можно выбрать готовые комбинации или подобрать цвет фона и текста отдельно. В IE можно подобрать размер шрифта - меню "Вид/Размер шрифта".


Новости науки и эзотерики. Любопытные статьи и факты






Что же такое Йога


Очень многие люди не совсем правильно понимают, что же такое Йога. Ниже вашему вниманию предлагается ряд наиболее часто встречающихся Заблуждений, связанных с этой прекрасной духовно-оздоровительной системой.

1. "Йогой можно заниматься только «восточному человеку»".

Это неверно. Йога не может принадлежать какому-либо народу или какой-либо территории. Разделение на Запад и Восток, в основном, искусственное. Во времена возникновения йоги такого разделения не было. Конечно, необходимо корректировать методики в зависимости от конкретных условий, и тогда йогой могут заниматься и европейцы, и жители Африки, и жители Крайнего Севера, и при разумном подходе занятия йогой принесут только пользу.

2. "Йога — это религия".

Йоги с уважением относятся к различным религиям и их представителям. Но йога не является религией. Йога — это нечто среднее между наукой и религией, ибо для йоги свойственна, с одной стороны, не слепая вера, а стремление прийти к доказательству чего-либо через личный опыт, а с другой стороны, йога не отрицает и такие понятия, как бог, Душа и Дух. Человек, практикующий йогу, может быть и христианином, и буддистом, и мусульманином, и представителем любой другой религии.

3. "Йога — это аскетизм".

Конечно же, это не так. Такое мнение распространяется только по незнанию. В христианстве во все века тоже было немало аскетов, умерщвлявших свою плоть, но тем не менее знак равенства между аскетизмом и христианством никто не ставит, тогда как йогов почему-то считают аскетами. Конечно, и среди йогов есть аскеты, но в целом йога и аскетизм — это все-таки разные вещи.

"Библия" йоги, великая Бхагавад-гита, гласит: «Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом... Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой».

4. "Йога — это мистика".

Нет, йога не мистика, а, скорее, наука (или, как уже отмечалось, нечто среднее между наукой и религией). Представление о йоге как о мистическом учении появилось из-за того, что долгое время йога была закрытым учением. Ведь йога — это огромные знания об устройстве мира, которые дают большие возможности управления людьми. Если знания подобного рода попадают в руки людям, не готовым их правильно воспринять, то это может нанести ущерб другим. Именно потому йога была доступной далеко не всем.

Что же касается мистики и оккультизма, то, собственно говоря, практически все мистические и оккультные школы начинались из Йоги. Другое дело, что не всегда они развивались в правильном направлении.

5. "Главное в йоге — это развитие сверхспособностей".

Это не так. Действительно, благодаря йоге можно развить то, что принято называть сверхспособностями. Можно, но нужно ли? Ведь на это придется потратить много времени и энергии, которые можно использовать с гораздо большей пользой.

Есть одна старинная легенда об ученике, который хотел научиться ходить по воде. Он потратил на это очень много времени, чуть ли не всю жизнь, и в конце концов научился ходить по воде. И тогда он пришел к одному Учителю, жившему неподалеку, и сказал: «Учитель, пойдем к реке, я покажу тебе, чему я научился». — «Хорошо, пойдем». Пришли они к реке, и этот ученик перешел по реке с одного берега на другой, а затем вернулся обратно и спросил: «Ну как?» — «Сколько ты этому учился?» — спросил Учитель. «Двадцать лет», — с гордостью ответил ученик. «Надо же, — сказал Учитель, — смотри, я сделаю то же самое!». И, подозвав лодочника, переправился с ним на другой берег, а затем вернулся обратно. «Мне жаль, что ты столько времени потратил впустую», — сказал на прощание Учитель.

Если человек развивается гармонично, то у него могут появиться подобного рода способности, но здесь нужно помнить об одном важном моменте — этими способностями нужно уметь управлять.

6. "Чтобы практиковать йогу, нужно быть очень подготовленным человеком".

Такое мнение может сложиться у человека, увидевшего в некоторых книгах фотографии йогов, находящихся в замысловатых позах, которые, как кажется, ни один нормальный человек повторить не сможет. Но ведь и те, кто изображен на этих фотографиях, начинали вовсе не с этих поз, а с более легких и доступных. Кроме того, тем, кто не ставит перед собой цели добиться каких-то особых результатов, вовсе не обязательно выполнять сложные позы. А для поддержания на хорошем уровне здоровья и для работы над собой вполне достаточно практиковать два-три десятка поз, выполнение которых доступно практически всем.



Многое можно было-бы ещё рассказать о Йоге. Но лучше мы передадим слово Ю.Л.Каптену, который в своей замечательной книге "Основы Медитации" даёт ответы на многие вопросы по теме:

"Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физических и духовных упражнений.(...)

Некоторые люди говорят: "Йога и медитация — это, конечно, хорошо, но не для нас. У нас, на Руси, своя духовная традиция". Пример семьи Рерихов, однако, свидетельствует о несостоятельности таких утверждений: русская духовность не противоречит восточным религиозно-философским концепциям, взятым в их высшем синтетическом смысле.(...)

Родиной Хатха-йоги является Лемурия (огромный древний материк-цивилизация, погибшая около 30—50 тыс. лет назад), Лайя-йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа-йога была внесена в Индию древними арийскими племенами-завоевателями.(...)

Слово "йога" происходит от санскритского корня "йудж", означающего "связь, воссоединение, единение" (аналогом которого является и латинское " religare "— религия).(...)

Последовательность ступеней йогической практики описывается вкратце следующей схемой:

ЙАМА — воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений. Определяется и состоит из принципов:

АХИМСА — воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;

САТЬЯ — правдивость в словах и мыслях;

АСТЕЙА — нетребование чужого добра, "не укради";

БРАХМАЧАРЬЯ — контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

АПАРИГРАХА — отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство;

НИЙАМА — культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль. Определяется и состоит из следующих принципов:

ШАОЧА — очищение (как внешнее, так и внутреннее: очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств);

САНТОША — удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;

ТАПАС — аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;

СВАДХЬЯЯ — регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;

ИШВАРА-ПРАНИДХАНА — размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.

АСАНА — практика "правильных положений тела", которая осуществляется согласно учению Хатха-йоги.

ПРАНАЙАМА — зарядка энергией благодаря контролю за дыханием; выполнение дыхательных упражнений Хатха-йоги.

ПРАТЬЯХАРА — выключение чувств, уведение чувств под контроль бодрствующего сознания, несвязывание мыслей с внешним миром.

ДХАРАНА — концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы.

ДХЬЯНА — медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.

САМАДХИ — созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.

Из приводимой схемы ясно видно, что вся система практики йоги строится на довольно жесткой системе морально-нравственных принципов. Эти принципы Йамы и Нийамы составляют исходную основу, базис, фундамент всего процесса совершенствования как физического, так и духовного.

Существует даже универсальная геометрическая аналогия — так называемая "схема пирамиды". Она сводится к следующему правилу: чем шире фундамент пирамиды, тем при прочих равных условиях может быть выше ее вершина без потери устойчивости. Поскольку основанию такой пирамиды ставят в соответствие принципы Йамы и Нийамы, ясно, что сбалансированное духовное развитие может и должно осуществляться лишь на основе твердых моральных убеждений, иначе, при несоблюдении этого требования, пирамида рухнет при первых же попытках ее опрокинуть.

Иными словами, достижение высших уровней духовного без соответствующей подготовленности к этому нравственных убеждений и физического развития делает высшие состояния духа неустойчивыми, преходящими. Отсюда видно и коренное отличие йоги от магии.(...)

Важно отметить, что такой подход в целом не противоречит другим философско-религиозным концепциям как Востока, так и Запада. Так, жрецам древнего Египта было предписано для поддержания здорового состояния тела ежедневно (!) выполнять серию статических упражнений. Даже в христианских монастырях считалось целесообразным не истязать плоть, а наоборот — укреплять тело физической работой, здоровой пищей и т. д.(...)

...необходимо дать дополнительные комментарии к приведенной схеме восьмеричного пути йоги. Наибольшее число разногласий и споров (в сравнении с другими религиозными течениями) обычно вызывает понимание принципов Йамы и Нийамы. Именно в них зачастую заложены неправильные представления о йоге....

Первый принцип Йамы — Ахимса — есть нечто большее, чем просто "не убий". (...)

В великом эпосе "Махабхарата", среди всех достоинств и положительных качеств, непричинение вреда живому (Ахимса) ставится всегда как основное. Это великая клятва, нарушение которой всегда рассматривалось как тяжкий грех. (...) Соблюдение принципа Ахимсы ("Не убий!") ставится в "Махабхарате" даже выше многих других моральных заповедей, например правдивости. В восьмой книге — "Карнапарве" — приводится едва ли не самый яркий пример относительности принципа говорить только правду (Сатья). В этой книге приводится рассказ об одном отшельнике. "Я должен всегда говорить правду" — таков был его обет, и звали его Правдоречивым. Однажды в лес пришли люди, гонимые дасью (варварами). Дасью спросили Правдоречивого, где преследуемые, и, узнав правду, настигли их и истребили. (...)

Асаны и пранаямы — третья и четвертая ступени достижения в восьмеричной лестнице йоганг — составляют содержание Хатха-йоги. Слово "Асана" означает буквально "правильное положение тела". По преданиям, бог Шива оставил людям 8 400 000 асан, но большинство из них не сохранилось. Из оставшихся 84 позы были признаны наиболее важными, а из них 32 — наиболее полезными для укрепления здоровья. В "Йога-сутре" даются следующие определения: "Положение тела есть то, которое твердо и приятно. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном {положение тела становится твердым и приятным}. Раз овладев сидением, противоположности перестают мешать". Таким образом, Патанджали указывает на следующие важные моменты. Во-первых, направленность внимания на Беспредельность в процессе выполнения асан ведет к появлению чувства Радости в процессе занятий Хатха-йогой. Этот факт зачастую упускается в литературных источниках. Во-вторых, факт уничтожения противоположностей, таких как холод и жара, голод и жажда, указывает на возможность достижения Самадхи методами Хатха-йоги. (...)

...цель достижения сверхъестественных сил не должна ставиться настоящим йогом. Все эти его способности — только побочный результат, следствие систематических упражнений в йоге, тогда как главная цель всегда состояла и состоит в достижении освобождения и слияния духа с Абсолютом, с Богом (...)

Неискушенный читатель может запутаться в разнообразнейших трактовками названиях различных йог, а также школ и учений. Поэтому следует для начала как-то систематизировать различные направления йоги, дав им краткую характеристику. (...)

Название йогиОсновная работа над:
1. Крама-йогаэтикой поведения, постижением принципов Ямы и Ниямы
2. Карма-йогавыработкой способности к бескорыстному труду на благо общества; совершенствованием трудовых навыков
3. Крийя-йогарелигиозным действием
4. Мантра-йога управлением звуковыми вибрациями заклинаний и молитвенных формул
5. Янтра-йогаособыми цветными изображениями: янтрами
6. Гхатастха-йогателесной тренировкой
7. Хатха-йогасовершенствованием физического тела путем выполнения асан и пранайам; приведением в состояние равновесия внутренних полярных токов
8. Санньяса-йога выработкой способности к отречению от мира; преодолением мирских соблазнов
9. Лайя-йогаволевыми способностями; выработкой чувства "растворения" индивидуальной души
10. Дхьяна-йогасовершенствованием медитативной практики
11. Кунта-йогаспециальными знаками
12. Нада-йогавнутренними каналами— меридианами энергии
13. Свара-йогатонкими проявлениями звуковых вибраций и управлением внутренними энергетическими каналами — Идой и Пингалой
14. Удварета-йога силами сексуальной энергии путем разных способов перевода ее в духовную энергию
15. Кундалини-йогапробуждением внутренних неосознанных сил
16. Джнани-йогасистемой знаний о природе истинного "Я"
17. Раджа-йогаинтеллектуальным состоянием
18. Адхьятма-йога

познанием проявлений высшего "Я" в себе и в людях
19. Бхакти-йогапостижением Любви к Богу
2О. Шакти-йогаэнергетическим состоянием организма
21. Агни-йогауправлением психической энергией
22. Самадхи-йога глубиной погружения в самадхи; силой и качеством экстаза
23. Абхасья-йогатрансом
24. Аштанга-йогапоследовательным прохождением восьмеричного пути йоги и совершенствованием каждого этапа
25. Брахма-йогасосредоточением на Брахмане
26. Буддхи-йогасовершенствованием духовного разума, развитием Божественного сознания

Приводимый список йог — далеко не полный. Каждый из перечисленных путей вполне заслуживает Отдельной книги. Некоторые исследователи выделяют также Тантра-йогу, Адхьятма-йогу, Дайва-йогу, йогу Тормы и т. д. Н. К. Рерих указывает, что существует 1000 различных йог, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

Один из основных классических текстов — "Бхагавад-Гита" — описывает множество разных подходов к йоге, причем едва ли не каждая глава ее посвящена отдельной йоге (понимаемой как путь к совершенству). Однако в качестве основных здесь доминируют три основные пути : путь действия (Карма-йога), путь знания (Джнани-йога) и путь Любви (Бхакти-йога).(...)

Наконец, в последнее время можно также выделять классические и неклассические йоги. Наиболее яркие примеры "неклассических" йог, которые были сформулированы в XX веке, — Интегральная йога, разработанная Шри Ауробиндо Гхошем, и Агни-йога, провозвестниками которой явились Е. И. Рерих и Н. К. Рерих. (...)

Следует также принимать справедливым выделение таких общих направлений йоги, как индийская, даосская, буддийская и тантрическая йога, включая еще две крупные группы — "статическая йога" и "динамическая йога". Выделение последней стало целесообразным по мере раскрытия тайн таких в высшей степени эзотерических ветвей восточных учений, как Шаолиньская школа, японское каратэ, китайское у-шу и других ветвей системы восточных боевых искусств. Так, оказалось, что система тренировок во многих школах восточных единоборств основывалась на принципиально тех же представлениях и основных подходах, что и система классической йоги: углубленное изучение человеческого организма и его возможностей, длительные медитации и строгая система морально-нравственных заповедей показывают, несомненно, общие свойства индийской статической йоги и у-шу.(...)

Вопрос о взаимосвязи отдельных йог настолько важен для дальнейшего понимания всего материала, излагаемого в данной книге, что на нем следует остановиться более подробно. Этот вопрос сейчас имеет большую актуальность в нашем обществе. Так, в советской печати, когда вся йога находилась под фактическим запретом, довольно распространенными были призывы отделять "рациональное зерно" от ложных идеалистических течений, причем под первым понималась исключительно Хатха-йога, а все остальные пути отбрасывались полностью, подвергаясь "аргументированной" критике с позиций современной науки. (...) Многообразие йогических путей развития личности, представленное еще в древней "Бхагавад-Гите" породило множество споров у более поздних философов древней Индии, какой их них следует считать главным, основным? Этот вопрос неоднократно поднимался как в период древности, так и в средневековье. Шанкара отстаивал превосходство Джняна-йоги, Рамануджа — Бхакти-йоги, а комментаторы нового времени отдавали предпочтение Карма-йоге, причем каждый ссылался на "Бхагавад-Гиту" в качестве первоисточника.

Таким образом, решающими направлениями развития личности в "Бхагавад-Гите" считались три: путь действия (карма-марга), путь знания (джнани-марга), путь любви (бхакти-марга). Третье направление при этом доминирует, как показал В. С. Костюченко(...)

Есть указания, что в КалиЮгу (наш "Железный век") наиболее действенный путь — Мантра-йога и устремленность к Божественному через Бхакти-йогу, тогда как Хатха-йога в наше время сама по себе не ведет к освобождению. (...)

Все эти Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжает путь..."









Желаем всем успеха на пути духовного совершенствования!




На главную страницу




Сайт создан 12.12.2005 для ознакомления с деятельностью нашей организации и реализации различных онлайн-проектов.    Находится в стадии разработки.     Заходите ещё, чтоб узнать много нового и интересного !



© 2005-2007 Центр Синтез
Все права защищены.

Разрешается публикация материалов сайта (и выдержек из них)
с Обязательным указанием ссылки на сайт центра Синтез
и со ссылкой на автора материала (если он указан)
Хостинг от uCoz